trek

Перевал Итучар с севера

Перевал Итучар с юга

По ущелью Беш-Кель на перевал Итучар, 3500 м, 1б

Нас высадили за впадением реки Чиимташ в Урмарал. Дорога, местами сильно размытая, идет вдоль Урмарала, по мостику около домика и вытоптанной скотом площадки переходит на левый берег, сильно удаляясь от воды. Дорога продолжается на левом берегу до слияния Урмарала и Беш-Кель. Здесь тропа круто лезет вверх вдоль Беш-Кель к перевалам Беш-Кель и Итучар (в переводе, «там, где собака улетела»). На восток — широкая долина, ведущая к перевалу Шавато. С резким набором высоты тропа удаляется от реки. Потом река резко поднимается к тропе каскадом водопадов, хорошо набитая тропа уходит вправо по расширившейся долине и идет по левому склону далеко от реки. Правый ручей, текущий с перевала Беш-Кель, мы не заметили.

За гребнем, перекрывающим долину, начинаются озера и болотца, справа крутые скалы со снежниками, прямо — понижене между двумя вершинами, напоминающее перевал. Если двигаться в направлении этого перевала, за 5-6-м озером долина резко поворачивает на восток. Прямо пологий ледник, под ним озеро, из которого вытекает ручей, справа треугольная вершина. Справа по ходу, ближе к этой вершине, ледник имеет крутизну более 30 градусов, в центре долины — меньше 15. Ледник присыпан снегом, есть небольшие трещины.

Перевал Итучар расположен восточней треугольной вершины. Подъем возможен по центру ледника, поворачивая вместе с ним вправо по ходу, либо траверсом треугольной горы.

Перевал Каракульджа

Долина Каракульджи

Спуск в долину Каракульджи

С перевала слева простой спуск до осыпи. Ниже осыпи крутой склон 30-40 градусов (трава и камни) до слияния двух ручьев — с перевала Итучар и с левой распадинки (перевал Беш-Кель?). Дальше начинается тропа. Тропа идет вплотную к ручью по его крутому правому берегу, потом по левому. Переправа по снежному мосту (в этом году было много снега).

Тропа выходит на дорогу, идущую с перевала Каракульджа. Пару километров дорога идет вдоль реки, у левого притока поворачивает вдоль него вверх в гору. В месте слияния останки бетонного сооружения с железными цистернами. Отсюда Каракульджа резко поворачивает на юг и течет в каньоне. Дальше тропа идет по правому берегу вдоль реки с резким набором высоты, и вскоре река остается далеко внизу, а тропа выходит на хребет, разделяющий реки Музтор и Каракульджа. Склон порос елями и малиной, встречаются большие белые мальвы. Через одну ходку тропа выводит в самую высокую точку оконечности хребта и поворачивает на запад вдоль Музтора.

В долине Музтора

По Музтору к перевалу Аксуу

Тропа идет по левому берегу Музтора без снижения около трех километров, потом спускается к реке, затем снова удаляется от воды. Вверху долины тропа выводит к водопаду и у стены резко поворачивает вправо на крутую осыпь к перевалу Аксуу.

Тропа поднимается на первую ступень, набирая метров 300 высоты, вначале по осыпи на север, потом поворот на запад, до ручья. Дальше можно идти по щели русла ручья, а тропа ведет круто влево — на скалу. Выше — ровное плато, поросшее травой и луком. Налево вверх под самым перевалом есть остатки стоянки, место для 3-4 палаток, рядом бежит ручеек.

Перевал Аксуу

Спуск с перевала Аксуу

Перевал Аксуу, 3450 м, 1б

Путь на перевал хорошо просматривается со стоянки у ручья. Сначала подъем пологий, потом крутой осыпной склон. Временами крутизна на пределе сцепления ботинок, чуть-чуть дождика — и в лоб не пройти. Ручей чуть выше исчезает под осыпью и выходит на поверхность только перед крутым склоном. Сам перевал большой и плоский, завален обломками камней. Слева небольшой бугор, поросший травой.

Спуск сначала на запад по осыпи ближе к правому склону, слева ледники с вершин и крутые скальные выходы. Дальше — на север среди морен, держась правого склона. После небольшого горизонтального участка крутой спуск к широкой, от склона до склона ровной площадке длиной в километр. Ближе к левому склону течет речка с несколькими петляющими рукавами, вверху крутая стена гладкого камня с водопадиком у левого склона и курумником у правого. Ниже долину сжимает гребешок с левого склона, еще ниже хребет, разделяющий долины Аксуу и Каракульджи (другой — тут две реки с одним названием, эта начинается на том же хребте, но течет не на восток, а на запад). В месте сужения долины расположен измеритель осадков.

На притоке Аксуу

Верховья притока на восток

Река Аксуу и ее приток

Спуск по Аксуу простой, долина хорошо обжита, вода в реке мутно-белая (Аксуу — белая река, на дне мелкий песок, почти мука по цвету и консистенции). Не доходя немного до левого притока, тропа на левом берегу переходит в дорогу. В месте слияния стоят юрты, есть мост.

Вдоль притока тропа идет высоко над водой, сначала на юг, потом поворачивает вместе с ущельем на восток. Тропа спускается к воде только у дамбы, перегораживающей русло. Перед дамбой долинка, уходящая вправо на юг, тоже перегороженная осыпью. В этом месте просторная вытоптанная полянка с костровищами и каменной загородкой для скота. За дамбой слева черные осыпи, дальше долина поворачивает на юг. Впереди скальный склон хребта, широкое ущелье поворачивает налево на восток, вправо на запад вверх уходит русло небольшого ручейка с перевала Каратокойский перелаз.

Левое ущелье оканчивается острой вершиной, справа по ходу перевальный гребень и рыжая осыпь, слева широкий осыпной склон из крупных черных камней. С гребня вниз — верховья Аксуу прямо под одноименным перевалом. Правее вершины, замыкающей ущелье, видно озеро Кара-Токой. Подъем на вершину (или ее траверс) не труден, но на спуске отвесные сбросы в десятки метров. В обратную сторону — два озерка у хребта и небольшой цирк у стыка основного и бокового хребта.

На перевале Каратокойский перелаз, вид на запад

Там же, вид на восток

Восточный берег озера Кара-Токой

Перевал Каратокойский перелаз, 3200 м, 1б

Ручей справа по ходу после небольшого взлета исчезает, русло ровное, как мостовая, из шершавых камней. Несколько ступеней выводят в цирк. В центре нагромождение камней, в восточной части ровная площадка. Перед перегибом чаши цирка на поверхности русла ручья появляется немного воды. Цирк в большей степени образован склоном бокового холма с ориентацией север-юг. Только небольшой осыпной бугор черного цвета принадлежит основному хребту с ориентацией восток-запад. На восток бугор понижается и приобретает красную окраску, потом переходит в скалы. На самом бугре есть скальные выходы, небольшой снежный козырек. Под цирком в восточном направлении видно озерко.

Подъем на перевал по сыпухе на стык бокового хребтика и черного бугра. По боковому хребту идти проще, в лоб короче. Седло перевала просторное. На запад видно долину Чаткала, Сандалашский и Пскемский хребет. Южнее начало Чаткальского хребта и поперечные хребты к Чаткалу. На юге, прямо на другой стороне долины громадный цирк, чуть восточнее — узкое ущелье, кончающееся Чаткальским хребтом, несколько пиков.

Слева с перевала на юг спускается осыпной гребешок. Справа отвесные скалы переходят в крутые осыпи. Внизу на юге узкое горлышко цирка (скорее, воронки) имеет разрыв. Спуск на юг по гребешку до самого низкого участка бокового хребта. С него далеко внизу виден кусочек озера Кара-Токой (черный лес). Дальше спуск по крутой красноватой мелкой осыпи на запад до дна цирка. Справа крутые скалы, влево щель расширяется и можно идти на восток по наклонной террасе под скалами. Путь безопасен, если не считать возможности падения камней из кулуаров в скалах. Вниз с террасы тоже уходят кулуарчики в несколько сотен метров отвеса. Воды по дороге нет.

Наконец терраса кончается, вниз — кулуар, на восток — небольшая скала, за ней спуск в пару метров по чистой скале на поросший травой и арчой бугор. На юг этот бугор заканчивается скальным сбросом в озеро, на запад и восток арча и сыпуха. Обойти скалу поверху можно с обеих сторон — либо к западному краю озера, либо к середине северного берега. Если воды в озере мало, скалу можно обойти внизу, вдоль воды.

По тропе над рекой Кара-Токой

Верховья долины Кара-Токой

На южном берегу озера Кара-Токой есть хорошая тропа — сначала она идет по крутым каменным ступеням, нависающим над водой, потом выравнивается и уходит все выше и дальше от озера. За плотиной озера тропа идет высоко по левому берегу реки Кара-Токой. Река здесь представляет собой цепь озер. Каждое озеро с водой своего цвета и водопадом. Правый берег практически отвесный, левый с террасой, по которой идет тропа, дальше крутой спуск к воде. Тропа идет то в густом еловом лесу, то по лужайкам с высокой травой.

У громадного каменного завала с левой стороны долины тропа спускается к воде. Налево за завалом — ущелье Ишенкуль. Рядом справа длинное озеро и красивый мыс с оборудованной стоянкой и каменкой для бани. У завала большая поляна с остатками техники, натоптанная тропа уходит наверх в завал и вниз вдоль озера.

Перевал Ишенкуль

На перевале Ишенкуль

Верховья Ишенкуль от перевала ЧТЗ

Под перевалом ЧТЗ

Перевал Ишенкуль, 3400 м, 1б

Тропа среди завала больших прямоугольных камней ведет в долину Ишенкуль. По центру долины — высокая горная гряда, из левой (ор.) части долины течет ручей. За ручьем тропа уходит влево, спускается к озеру, переходит на правый берег. Дальше тропа ведет вверх на площадку над перемычкой двух озер, идет по правому берегу высоко над водой, потом спускается к реке и переходит на левый берег. Долина сужается, тропа через брод ведет на правый берег и поднимается на холм. Перед резким взлетом лежит большой плоский камень, дальше путь вдоль ручья по правому берегу. Выше тропа несколько раз переходит через ручьи и приводит к озеру под перевалом Ишенкуль. Вокруг просторные поляны, есть следы стоянок.

Подъем на перевал по осыпи слева от озера, потом по гребню вправо. Под самым перевалом еще одно маленькое озерко. Влево видно озеро Сары-Челек, вправо перевал в долину Афлатуна, на него идет тропа.

Спуск в начале по скальным ступенькам, а ниже — несколько кулуаров. Все они устроены одинаково: верхняя часть — осыпь с крутизной 30-40 градусов, в средней части вертикальные ступени гладких скал метров 50-100, в нижней части гладкая скала 30-40 градусов до травы. На этой же высоте справа — черный гребешок, закрывающий небольшой цирк. Возможно, оттуда есть выход на тропу, ведущую на перевал Афлатун.

Перевал ЧТЗ, 3600 м, 1б-2а (с одной стороны)

Немного ниже озера на запад понижение в хребтике, разделяющем реку Ишенкуль и ее левый приток. Путь на него по вершинам морен, потом по леднику, присыпанному камнями. Дальше довольно крутой осыпной и травянистый взлет на хребет прямо под перевалом ЧТЗ. Внизу долина с узким длинным озером. Логичный путь на перевал — прямо по гребню. Справа по ходу путь закрывает карниз, слева — круто. Сложность перевала в верхней трети, там немного отрицаловки и есть вероятность слететь вправо по ходу в снежный кулуар со следом отрыва доски. Обойти можно, пути просматриваются, но работы прилично.

Стоянка над рекой Кара-Токой

Долина Кара-Токой

Позади долина Чаткала

Низовья долины Кара-Токой и река Чаткал

Тропа у самой воды обходит озеро у каменного завала и потихоньку удаляется от реки и идет вдоль отвесного склона по плоским ступеням, обрывающимся уступом в несколько сотен метров, или среди высоких елей и рябины. Воды по дороге в конце авгутса не было. Очередной взлет выводит на плоскую вершину хребта, откуда видна вся нижняя часть долины Кара-Токой. Среди высокой травы есть следы стоянки, вокруг плоские каменные плиты. С этой поляны начинается настоящая дорога — сильно заросшая, но в хорошем состоянии, через пару ходок она приближается к реке. Через реку на разливе есть небольшие мостики, дорога продолжается на левом берегу, по правому идет тропа. Постепенно склон с правой по ходу стороны понижается, видны тропы в соседнюю долину, чуть дальше открывается долина Чаткала. Тропа у слияния Кара-Токой и Чаткала спускается к поляне, дорога приходит с другого берега Чаткала через мост, потом уходит на мост через Кара-Токой на правый берег.

Ниже по дороге вдоль Чаткала — брод через правый приток. До поворота на Кара-Бууру еще километров 5-10, перед сужением долины боковым хребтом и Т-образным перекрестком дороги стоит бетонная стела. Вправо уходит дорога на перевал Кара-Буура, вдоль нее в понижении течет одноименная река.

Цифры на карте отмечают места ночевок

1. На трассе
  7. В долине реки Аксу
  8. На притоке Аксу у дамб
  9. Перед ручьем с перевала Каратокойский перелаз
  10. У узера (одного из двух)
  11. Под перевалом Каратокойский перелаз
  12. У впадении ручья в озеро Каратокой
  13. На восточной оконечности озера Каратокой
  14. У озера Голубое
  15. Под перевалом Ишенкуль
  16. Под перевалом Ишенкуль
  17. На вершине холма перед началом дороги
  18. На дороге к перевалу Кара-Бура

легенду бы к карте приделать,

легенду бы к карте приделать, чтобы понятней было, что какая цифирь значит.
а вообще - молодцы.

Спасибо! Описание цифер

Спасибо!
Описание цифер добавили.

Общая протяженность маршрута

Общая протяженность маршрута 150-160 км, в зависимости от отклонений, которые неизбежно возникнут при форсировании препятствий на трассе. На первой половине маршрута несколько перевалов и множество подъемов и спусков, которые по трудности могут быть приравнены к перевалам. В середине маршрута рекомендуется по выбору участников группы сделать дневку. Тогда поход продлится 10 дней.

Возможно. Пройденный маршрут

Возможно. Пройденный маршрут не совсем логичен, хорошая концовка с выходом на север Ферганской долины не была реализована. Учтите состав группы, наличие скального и ледового снаряжения. Для двоих, без опыта совместных походов, маршрут получился тяжеловат, без отдыха на выходе, и с дефицитом продуктов. А в начале осени в предгорьях ферганы грецкий орех и алыча, рыба.